ВЗЯТЬ
ЗОЛОТО ЦЕРКВИ!
15 марта 2002, 14:17
Алексей Беглов
В этом году исполняется 80 лет с
начала кампании по изъятию церковных ценностей - одной из первых массовых
антирелигиозных акций советской власти. 15 марта 1922 года пролилась первая
кровь.
В
начале 1922 года Советская Россия вступала во второй год НЭПа. Страна пожинала
плоды "военного коммунизма": с конца 1921 года хлебные районы Поволжья, Урала,
Казахстана, Украины охватил страшный голод. Голодало - по официальным данным -
более 22 миллионов человек, а умерло к лету 1922 года - более миллиона. Этим
бедствием и воспользовалось Политбюро, чтобы в крестьянской, традиционно
религиозной стране развернуть антицерковную кампанию. Послабления НЭПа
касались экономики и культуры, но не религии и церкви.
Церковь не
уклонялась от помощи голодающим. Патриарх Тихон обратился к пастве с призывом
жертвовать на их нужды; было разрешено использовать и предметы церковной
утвари не богослужебного назначения, прежде всего украшения икон. Но уже через
несколько дней после воззвания появился "Декрет об изъятии церковных
ценностей", который устранял церковь от участия в помощи голодающим и
провозглашал курс на насильственное изъятие ее богатств.
Впрочем,
стихийная экспроприация церковного имущества началась еще в первые месяцы
советской власти. Изданный в январе 1918 года "Декрет об отделении церкви от
государства" объявлял все ее имущество собственностью Советов. Теперь же
изъятие приобретало иной масштаб; дошел черед и до действующих храмов. Причем
реквизировались и предметы богослужебного обихода: литургические сосуды,
дарохранительницы и престолы. Прикасаться к ним, по церковным правилам, могут
только священники. Так грабеж перерастал в святотатство, и возмущение верующих
было неминуемо.
15 марта в уездном городе Шуе (Ивановская область)
толпа верующих, насчитывавшая порядка 5-6 тысяч человек (все тогдашнее
население Шуи - около 20 тысяч), воспрепятствовала проведению изъятия в
Воскресенском соборе. Прекратили работу и отправились на площадь к собору
рабочие двух текстильных фабрик; из соседних деревень стекались крестьяне.
Власти выслали к собору два грузовика солдат с пулеметами. Результат - шестеро
убитых, восемь раненых.
Реакция Москвы последовала незамедлительно. 19
марта Ленин направил членам Политбюро письмо о событиях в Шуе (с
примечательной пометой: "Ни в коем случае копий не снимать"). По его мнению,
стихийная демонстрация шуйских верующих была частью коварного разветвленного
заговора против советской власти, во главе которого стоял патриарх Тихон.
"Черносотенное духовенство" объявило-де войну Советам, и это дает власти право
на контратаку. О голоде Ленин ярко говорит в начале письма, но ни словом не
упоминает о помощи голодающим как цели кампании. Голод для него был, так
сказать, хорошим PR-прикрытием изъятия. Истинные цели были совсем
другими.
"Именно теперь и только теперь <...>, - пишет
Ленин, - мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с
самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь подавлением какого
угодно сопротивления. <...> ...мы можем обеспечить себе фонд в
несколько сотен миллионов золотых рублей. <...> Политбюро дает
детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против
шуйских мятежников был проведен с максимальной быстротой и закончился не
иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных
черносотенцев г. Шуи, а по возможности, также и не только этого города, а и
Москвы и нескольких других духовных центров. <...> Чем большее
число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся
нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту
публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не
смели и думать".
Деньги и уничтожение церкви, - вот
цели кампании по изъятию. Локальное выступление верующих расценили как
антиправительственный мятеж, оно стало толчком к кровавому наступлению на
церковь. Кампания по изъятию набирала обороты по всей стране, при этом активно
использовалась армия. Одновременно росло сопротивление верующих. Очагами
выступлений стали крупные города: Смоленск, Орел, Москва, Петроград. Всю
ответственность за "антисоветские акции" власть возлагала на епископат и лично
на патриарха. Вскоре прошли московский и питерский процессы над духовенством,
которые завершились многочисленными расстрельными приговорами.
Правда,
в своих оценках стоимости "церковного золота" большевистские лидеры сильно
ошиблись. Вместо сотен миллионов золотых рублей в 1922 году было изъято менее
5 миллионов, тогда как на саму кампанию только в апреле было потрачено около 2
миллионов. Но другая цель изъятия - разгром Русской Церкви как организации -
была в целом достигнута, а сама кампания стала полигоном для отработки методов
будущих репрессий. В последующие 20 лет обвинения духовенства в
"контрреволюционных заговорах", массовые - хотя и не всегда публичные -
процессы и расстрелы станут главными рычагами государственной политики в
отношении церкви.
© Вести.Ru, 2000-2002.
Создание и поддержка - ФЭП, 2000-2002 E-mail: info@vesti.ru